Искусство командной работы: ключевые аспекты и типы команд в бизнесе
Главная » Команда » Искусство командной работы: ключевые аспекты и типы команд в бизнесе
5
(1)
«Кадры решают все» — это сказал советский политик И.В.Сталин. Бывают ситуации: падают доходы, нет инноваций, доля на рынке не растет, новые инструменты не используют, бизнесмен без зарплаты и вкладывает все свои деньги в бизнес. Все эти обстоятельства приводят бизнесменов к непростому выбору — формирование новой команды.
И появляются новые вопросы:
·Как это сделать быстро и безболезненно?
·Возможно ли это сделать легко?
·С кем-то нужно расстаться?
·Кому нужно доверить ведение дел в новых условиях работы?
В этой статье я расскажу: что такое командная работа и какие именно виды команд существуют? Возможно, определив свой тип команды, вы поймете как Вам нужно двигаться.
Я пишу эту статью на личном опыте работы и тренировки разных команд. Попробую объективно описать свои взлеты и падения.
Есть тенденции у бизнес-тренеров подогнать команду под определенный формат. И выставляют членам команды ничем не обоснованные требования к ее формированию. Вы встречали такой слоган: команда мечты или 5 лучших качеств команды мечты? Прямо как автомобиль собираем… А между тем
Командная работа – это деятельность разных участников группы, направленная на достижение общей цели.
Самые распространенные мифы о командной работе:
• «1+1=11. Срабатывает эффект синергии, когда результат превышает затраченные усилия» — «1+1=2» и такова реальность.
• «Есть возможность воплотить масштабную идею и рекордные показатели» — иногда команда людей может испортить любую идею.
• «Команде нужно доверять и делегировать, иначе вы не добьетесь больших целей» — больших целей добивают не только поэтому…
• «Команда – это осознанная деятельность людей» — бывает по-разному, иногда в команде людей доминируют примитивная деятельность в силу неосознаваемых людьми обстоятельств.
• «Черты команды: общая цель, мотивация, численность не более 15 человек, нет иерархии, коллегиальность, синхронизация деятельности, регулярное обсуждение результатов. Если вы работаете в группе людей, которая обладает перечисленными свойствами, значит, вы команда» — например, иерархия есть везде, а вот коллегиальность нет.
Вышеперечисленные утверждения не имеют к реальности никакого отношения и придуманы исключительно для реализации коммерческих целей.
Команда функционирует как любая другая группа людей и как у группы у нее могут быть свои цели, правила, особенности и характер.
Я много лет работаю с командами, коллективами, группами и ни разу не встретила одинаковые и похожие друг на друга команды.
# В команде одна цель на всех
Почему так любят создавать шаблоны и единые правила функционирования для всех команд? Все просто, так проще управлять и не прилагать усилий для работы собственного ресурса, не искать новые способы реализации потенциала команды.
Проще сказать вы должны быть такие, а сейчас вы не такие – и это ваша проблема, а не моя. Более того, когда есть идеальный шаблон, тогда есть прерогатива менять правила.
Мастерство управления командой и командной работой состоит в том, чтобы узнать состав команды, увидеть характер и как распределены роли между участниками, понять основной мотив деятельности, и направить ресурсы команды на достижение поставленных целей.
Командная работа будет зависеть от лидера команды, состава участников и главного мотива участников.
Задача лидера- это преобразовать свою организацию, чтобы его команда могла реализовать поставленные цели.
Если у вас сейчас стоит вопрос достижение амбициозных целей, и вы пришли к тому, что многие ваши ресурсы скрыты в ваших сотрудников, — я вас поздравляю, вы на верном пути! Для начала разберитесь какая стоит и вас цель.
Осознание цели всегда определяет ваши действия и намерения.
Любая цель предполагает выживание. Осознают люди или нет, что они в первую очередь всегда думают о своем выживании.
Вы только начинаете свой бизнес и хотите заработать первый миллион – цель выживание.
Вы хотите вывезти свой бизнес на новый уровень и там новые игроки на рынке – цель выживание.
Вы в долгах и вам нужно погашать кредиторскую задолженность перед инвесторами – цель выживание.
Вопрос только в одном: уровень моего выживания и осознаю я это или нет.
Если я понимаю, что моя цель выжить, тогда мои действия будут соответствующие. Итак, решите для себя сейчас ваша задача выжить или нет? Цель компании – должна быть четко сформулирована и прописана Вами.
Цели определяют Ваши действия:
Если вы уходите в долговые обязательства?
По каждому пункту составьте себе факт долга и план погашения долгов (не рассчитывайте разделаться с ними сразу), смотрите реалистично и закладывайте, что командная работа – это история инерционная и она будет раскачиваться.
Вам нужно сокращать штат и выбирать лучших?
И это часто непростой выбор. Так как есть лучшие, которые не имеют с вами близких отношений. А своих близких вы должны будете уволить – сделайте тщательный ассессмент команды и каждого сотрудника в компании.
Вам нужно будет перестраивать бизнес-процессы в компании и выбирать жизнеспособные на сегодняшний день?
Создайте рабочую группу, которая вам опишет сегодняшние процессы и как они работают на самом деле.
Перетряхнуть свой отдел продаж, опираться на холодные сухие факты результатов менеджеров и руководителей?
Подготовьте анализ работы отдела в динамике за последние 3 года.
Собираетесь менять продуктовую линейку?
Поймите, насколько привлекателен продукт, обеспечил он Вам выживание? Если нет, ищите что обеспечит. Как улучшить привлекательность своей продукции? Что убедит вашу целевую аудиторию в том, что он ему необходимо?
Цели должны знать все сотрудники вашей компании и что потребуется от ваших сотрудников в первую очередь. Запиши видео о том, какую цель преследует компания и отправь всем сотрудникам офиса. Попроси у них вклада и поддержки в достижении цели, об этом руководители обязаны будут напоминать своим подчиненным на каждом собрании.
Отталкивайтесь от ресурсов компании и потребностей. Вам не помогут учебники по менеджменту. Изучайте потребности и ресурсы своей компании.
# 3 сценария развития команды, которые губят ваш бизнес
Итак, посмотрим какая команда у вас сейчас? Я перечисляю общие тенденции, которые демонстрируют большинство команд либо постоянно, либо время от времени.
# Какой бывает команда с зависимой тенденцией
Поведение сотрудников в такой команде похоже на поведение детей. Сотрудники надеяться на то, что руководитель решит все проблемы и задачи. Если в Ваш кабинет круглосуточно приходят за разрешениями, даже маленьких задач, за советом или с проблемами — то ваши сотрудники являются частью «зависимой» командой.
Они очень хотят, чтобы вы брали ответственность за все последствия и даже сами выполняли задачи.
Обычно сотрудники ждут четких указаний и инструкций от своего руководителя. Вы являетесь для них гарантом безопасности, добра, мудрости. Вопросы решаются в таких командах благодаря руководителю.
Характерные черты: пассивность и отсутствие критики.
И такая команда часто внимательно следит за эмоциональным настроением руководителя: у Руководителя хорошее настроение — день хороший, плохое — плохой. Причем у них свои маркеры настроения 🙂 Новая идея или изменения — это худшее, что может быть для данной команды. Если Вас устраивает такой расклад — замечательно, если нет то, необходимы изменения создания рабочей команды.
# Какой бывает команда с конфликтной тенденцией
В таких командах встречается часто разговор о том, что «ОН/ОНА» во всем виноват. Виновник может быть Владелец, Генеральный директор, руководитель, или любой член команды. Часто внимание команды направлено на то, чтобы найти ошибки Виновника и обсудить их в коллективе.
Девиз этой команды: найди врага и уничтожь.
А дальше либо нападать на Виновника (совещания обычно похожи на поле сражения) или избегать сражения (замалчивать и тихо саботировать решение конфликта. Иногда бывают очень вежливые совещания, похожие на светский прием).
Вопросы, как правило, решаются медленно, либо не решаются вообще. Характерные черты: всегда поиск врага, от которого нужно защищаться.
Любое развитие и рост воспринимается как нечто плохое и враждебное. Если Вас устраивает такой расклад — замечательно, если нет то, необходимы изменения для создания рабочей команды.
# Какой бывает команда с мечтательной тенденцией
Такая команда находится в разговорах о лучших временах или каком-то чуде, которое принесет с собой наилучшее будущее. И здесь важно, что в таких командах — это не связано с реальным человеком или событием. Это всегда фантазийный образ Лидера, который спасет их.
Лидер — это Миссия и нас ждет спасение. Так рассуждают участники этой команды.
Это всегда фантазия, которой не суждено сбыться. Избегают развития любой ценой, поэтому новые идеи рассматриваются как катастрофа. Если Вас устраивает такой расклад — замечательно, если нет то, необходимы изменения в сторону рабочей команды.
# Возможно ли создать рабочую команду?
Да, возможно. Здесь важно понимать:
Вопросы, которые в первую очередь себе следует задать:
Как я попал(а) в эту ситуацию и чьи советы я слушаю?
Какова моя выгода в этом?
Устраивает меня или нет? Готов(а) ли я отказать от своей выгоды?
Какая сейчас моя цель сейчас?
Сразу скажу, если кто-то нашел все тенденции, это абсолютно нормальная ситуация. Команда не бывает однородна. Вопрос только в том, какая из них доминирует и сейчас тот момент, когда можно точно это понять.
# Какой бывает команда с рабочей тенденцией поведения
Члены команды готовы принимать неудачи как результат. И брать персональную ответственность на себя. Не искать виновных в происходящем. Участники рабочей команды анализирую свои действия, решения и последствия с точки зрения объективной реальности.
В таких группа хорошо контролируются эмоции и не смешивают личные пристрастия с профессиональными задачами. Такая команда способна создавать нужные результаты в продажах и бизнесе.
Характерная черта — это способность членов контактировать с реальными результатами и событиями, давать объективную оценку происходящему.
Лидер в такой команде выбирается согласно своей эффективности и объективных результатов, профессиональным навыкам и умениям. Новая задача, идея и цель рассматривается командой как возможностью развития и роста, даже несмотря на то, что в группе может быть критика новой идеи.
Пример из моей практики:
У одного моего клиента из банковской сферы была ситуация с командой, когда сотрудники каждый раз демонстрировали конфликтные тенденции. И более года шла борьба с ветряными мельницами по урегулированию постоянных конфликтов. Когда мы провели ассесмент команды и сотрудников, то заметили последовательность взаимодействия между сотрудниками.
Сотрудник А, имея истеричную составляющую личности, при контакте сотрудника Б влиял на последнего негативно и вызывал сильную агрессию. Сотрудник Б в свою очередь выливал это на сотрудника С, и когда они работали вместе – это была гремучая смесь. В коллективе всегда было напряжение и сплетни. При этом все трое демонстрировали высокие показали в работе.
Воспользовавшись графиком работы 2/2 мы развели в разные смены сотрудника А и Б, и поставили А и С в одну смену. Конфликты прекратились, поскольку в коллективе некого было взвинчивать на негатив.
Открытые конфликтные ситуации всегда показывают «кто есть кто?». В стабильных условиях большинство функционирует эффективно, в кризис единицы.
Последний пример показал, что очень многое решают связи внутри команды и организации. Обратите внимание, на свою организационную структуру, именно она обеспечивает связи в любой команде. У Вас она плохо настроена и за одни и те же задачи отвечают все подряд? Настало время навести порядок и расставить все на свои места.
И исходить не из того, что у одного получается все, а у другого нет. Исходить нужно: как это должно работать в вашей компании, чтобы выполнять задачи максимально быстро и финансово выгодно. Для этого нужна организационная структура. Если что-то у вас не работало, перестройте и дальше анализируйте как идет работа. Первое время придется требовать соблюдения новых правил, следить за их соблюдение и в буквальном смысле приучать своих сотрудников пользоваться работающим механизмом.
Модель управления персоналом – это система управления, которую вы создали и спонсируете ежедневно как директор и владелец бизнеса.
Я предлагаю Вам оценить сейчас определиться, рабочая ли у вас команда или в ней есть другие доминирующие тенденции, которые всегда мешают созданию результата?
* * *
Помните, команда – это живая структура Вашего бизнеса и постоянно меняется в зависимости от изменения внешней и внутренней среды. Команда – структура не постоянная. Как вы понимаете, команда не приобретает те или иные черты просто так. Характеристики команды зависят от людей, которые в ней состоят. Сегодня очень важно знать свою команду и людей, с которыми приходится работать. Анализируйте, делайте выводы, перестраивайте команду, в которой работаете.